В пятницу, 31 января, Председатель Правительства Дагестана Артём Здунов обсудил с руководителями органов исполнительной власти республики меры по обращению с биологическими и медицинскими отходами в регионе. Об этом «Лезги газет» сообщили в пресс-службе Администрации Главы и Правительства РД.
Как отметил Артём Здунов, в республике нередко наблюдается картина, когда медицинские и биологические отходы находятся на одних и тех же полигонах вместе с ТКО или просто на несанкционированных свалках, что по санэпид нормам недопустимо.
В этой связи премьер-министр призвал проанализировать ситуацию и проработать варианты решения данной актуальной проблемы.
Выступивший в рамках совещания, министр природных ресурсов и экологии республики Набиюла Карачаев напомнил коллегам, что биологические и медицинские отходы относятся к категории опасных, но, несмотря на это, все они выбрасываются в мусорные контейнеры и отправляются на свалки. «Никто не занимается этими видами отходов. Раньше, в советские времена, во всех муниципалитетах были скотомогильники. Сегодня мы не знаем, куда деваются трупы животных. Что касается медицинских отходов, то в Дагестане нет ни одного завода по их утилизации – наши контейнерные баки практически ежедневно забиты опасными медицинскими отходами. Фактически в настоящее время нет и должного контроля за этим соответствующих надзорных органов», — заявил министр.
Поддержав заданный руководителем Минприроды республики «критический тон», премьер-министр Дагестана уточнил, проведена ли инвентаризация медицинских отходов по учреждениям отрасли, и как она отрабатывается дальше.
По данным министра здравоохранения республики Джамалудина Гаджиибрагимова, такая работа проводится, информация подается специализированным лицензированным организациям, с которыми заключены договоры на обеспечение утилизации медицинских отходов. Мониторинг объема образования медицинских отходов в организациях, подведомственных Минздраву республики, показывает, что количество образующихся отходов в год составляет 10,46 тыс. тонн. Однако с учетом широкой сети негосударственных и фармацевтических организаций количество образующихся в республике медицинских отходов гораздо больше.
«Если все у нас получится, хотим приобрести установку по утилизации медицинских отходов, в том числе и металлических. Есть несколько регионов, которые уже пошли по этому пути, и мы хотим апробировать такой вариант решения вопроса, связанного с утилизацией медотходов», — предложил министр.
«Хорошее предложение, мы его рассмотрим. Не возникает сомнение, что процесс надо централизовать. Да, договоры заключаются с организациями, но мы видим, что в итоге медицинские отходы не вывозятся и не утилизируются. Такая же ситуация была и с полигонами для ТКО. Они раньше были в Пятигорске, и все подписывали с ними контракты, а на самом деле мусор вываливался на соседней улице. То же самое происходит и сейчас. Мы должны изменить эту ситуацию, взяв ее под контроль, и тогда будем точно знать, куда вывозятся опасные отходы и где утилизируются. Мы должны быть уверены, что те, кто заключил контракт с медучреждениями, действительно утилизируют отходы в соответствии с нормами законодательства. Это наша государственная задача», — прокомментировал премьер.
Среди возможных вариантов решения проблемы также прозвучала идея открытия завода по термальной переработке медицинских отходов.
По словам руководителя Управления Росздравнадзора по РД Тамерлана Мухамадова, ведомством осуществляются контрольно-надзорные функции по утилизации лекарственных препаратов, пришедших в негодность в связи с истечением срока действия и признанные недоброкачественными. Утилизация осуществляется 4 частными компаниями по заявке лечебных учреждений и аптек или же по результатам проведения контрольных мероприятий, проведенных Росздравнадзором. Однако сам процесс утилизации Росздравнадзор не контролирует.
«Считаю, что вопрос этот очень важный и простирается дальше компетенций Росздравнадзора – это уже вопрос правоохранительных органов. Компании, которые должны заниматься утилизацией, могут быть просто на бумаге. Иначе, как можно объяснить постоянное появление большого количества медицинских отходов на свалках? Мы постоянно информируем об этом Роспотребнадзор, который осуществляет контроль за этим, но утилизации этих отходов все также нет. Какие меры принимаются?», — обратился с вопросом к врио руководителя дагестанского Роспортебнадзора Ирине Алжанбековой Председатель Правительства региона.
«Первичное обеззараживание медицинских отходов проводится непосредственно в медорганизациях. Обязательно при проведении проверок осуществляется и контроль за организацией сбора, хранения, транспортирования медотходов», — сообщила врио руководителя.
«Все, что мы находим медицинского назначения на полигонах ТКО: шприцы, повязки и так далее, все это, по вашему утверждению, прошло обеззараживание и уже в таком виде, не представляя опасности, находится на полигонах? Я прошу передать материалы по этому поводу в Прокуратуру, зафиксировав и данное заявление врио руководителя дагестанского Роспортебнадзора. Я думаю, все мы здесь ответственные лица, и каждый будет отвечать за свои слова. Пока информация, имеющаяся у нас, не сходится. Будем разбираться вместе с Прокуратурой», — подвел итог по этой части Артём Здунов.
Что касается обращения с биологическими отходами, то, по информации Минприроды республики, положение дел аналогично ситуации с медицинскими отходами. По-прежнему, ежедневно туши скота обнаруживают на мусорных свалках. «Нет ни соответствующих ветеринарно-санитарным правилам скотомогильников, ни специально оборудованных цехов по утилизации биологических отходов. Движения вперед в данном направлении не наблюдается. У нас 80 % — дворовой убой скота. Поэтому во всех муниципалитетах должны быть и скотомогильники, и печи для утилизации», — высказался Набиюла Карачаев.
Премьер-министр поручил курирующему сельскохозяйственную отрасль вице-премьеру Абдулмуслиму Абдулмуслимову взять проблему на контроль: «У нас уже были случаи подозрения на сибирскую язву. Не ждите беды, примите необходимые меры. В плане утилизации будем также решать вопрос либо участия республики в процессе создания комплекса по утилизации, либо привлекаем частного инвестора. В 10-дневный срок прошу представить предложения. Мы вынуждены заниматься этим сами, никаких частников быть не должно», — нацелил на работу Здунов.
По сведениям Минсельхозпрода РД, согласно принятому постановлению Правительства РД, для ликвидации неиспользуемых скотомогильников (биотермических ям) и в целях недопущения несанкционированного размещения или захоронения в них биологических отходов специалистами ветеринарной службы проводятся необходимые мероприятия.
Так, в 2019 году в отношении органов местного самоуправления проведено 232 надзорных мероприятия, составлено 30 административных материалов и выдано 93 предписания об устранении выявленных нарушений в установленные сроки.
Кроме того, в истекшем году ветеринарными специалистами Минсельхозпрода РД была проведена разъяснительная работа на предприятиях по убою сельхозживотных и птицы на предмет недопущения сброса кишечного сырья в неустановленные места. В результате многие предприятия начали осуществлять переработку кишечного сырья для дальнейшей реализации. Помимо этого, в республике имеются предприятия по переработке биологических отходов для использования в корм животным.
«Лезги газет»