Зрелость гражданского общества

В последние годы многие из нас задаются вопросом, какими должны быть  взаимоотношения государства и гражданского общества? В этом вопросе мнения исследователей  разнятся. Исходя из политических и культурных традиций России, многие известные ученые и эксперты наиболее объективным считают мнение о том, что гражданское общество и государство должны взаимодополнять друг друга. Более того, для государственной власти на каком-то этапе стало очевидным, что без подключения самих граждан к выработке принципиальных решений о форме и содержании общественного устройства, без их доверия и одобрения действий властей решить возникшие в последние годы социально-экономические  и общественно-политические проблемы не удастся. Именно  поиск путей, выхода из системного кризиса, привел к выводу о необходимости практического развития демократических механизмов взаимодействия государственной власти с гражданским обществом, в том числе в форме социально-политического диалога.

По мнению экспертов, сегодня качество нашего государства, отстает от готовности гражданского общества в нем участвовать. Наше  гражданское общество стало несравненно более зрелым, активным и ответственным. Нам надо обновить механизмы нашей демократии. Они должны «вместить» возросшую общественную активность. Президент РФ В.Путин в одной из программных статей  подчеркнул: «Нам необходим механизм выдвижения народом во власть на всех уровнях ответственных людей, профессионалов, мыслящих в категориях национального и государственного развития и способных добиваться результата. Понятный, оперативный и открытый для общества механизм выработки, принятия и реализации  решений — как стратегических, так и тактических. Нам важно создать политическую систему, при которой людям можно и необходимо говорить правду».

Общеизвестно, что одним из важнейших признаков гражданственности является наличие гражданской позиции. Четко сформулированная гражданская позиция есть необходимое условие, ключевая ступень для восхождения к гражданской культуре. Последняя в свою очередь исходит от индивида, а не проецируется государством. По утверждению профессора, доктора политических наук Майи Аствацатуровой,  гражданское общество России находится в состоянии становления, что провоцирует тезисы о его незрелости, не эффективности, и даже о его полном отсутствии. Вместе с тем в России присутствует важнейший показатель гражданского общества — самоорганизация граждан. Полноправными  представителями  гражданского общества выступают созданные и активно функционирующие  общественные объединения — не правительственные, некоммерческие организации. В РФ созданы вертикальные и горизонтальные сети общественных организаций – миротворческих, правозащитных, ветеранских, молодежных, женских и иных. Созданы и действуют также многочисленные общественные советы, творческие союзы. В роли «несущих конструкции» гражданского общества в РФ выступают именно общественные некоммерческие организации.

Для России деятельность НКО, самоорганизация, самопомощь ассоциированных граждан является главным признаком дееспособного гражданского общества. При этом сложилась система взаимодействия органов государственной власти и управления и общественных организаций, объединений и движений. Чем теснее и плодотворнее контакты государства с «третьим сектором», тем лучше взаимопонимание власти и общества и тем не менее вероятно их взаимное отчуждение.

Сегодня как никогда важно совершенствование системы политического управления, что возможно только в случае задействования потенциала гражданского общества. Тем самым, система государственного управления страной должна опираться на диалог между властью и обществом. В настоящее время остро стоит проблема обновления политических институтов, которые в своем нынешнем состоянии тормозят переход страны к инновационному развитию.

Многие эксперты отмечают, что «механизмом взаимодействия гражданского общества и государства является коммуникация. Через нее осуществляется обмен различными информационными продуктами сначала на межличностном уровне — среди индивидов, граждан, затем между различными социальными группами и, наконец, в сфере взаимодействия гражданского общества и государства. Только диалог способен обеспечить взаимопонимание и взаимодействие власти и общества, решить проблему социального согласия».

А какова ситуация у нас  в Дагестане? Официальная  статистика свидетельствует о том, что по количеству некоммерческих объединений наша республика отстает от многих других регионов страны, опережая лишь Чечню и Ингушетию. Из 3,560 зарегистрированных общественных  организаций, реально действующих не так много (100-120). А  это значит, что  надо стимулировать рост числа разного рода общественных объединений.

По мнению ряда независимых экспертов, — « Правовой нигилизм, отсутствие  элементарной политической культуры мешают взаимодействию органов власти с общественными организациями: «Чтобы завоевать доверие людей, представителям органов власти всем надо много работать, любой диалог – дорога с двусторонним движением».

Конечно, на сегодняшний день можно констатировать недостаточную скоординированность в деятельности общественных организаций как сегментов гражданского общества в борьбе с коррупцией, что, к сожалению, не позволяет говорить об их высокой эффективности.

По инициативе Общественной Палаты Дагестана в республике за последние годы проведено немало разного рода мероприятий. Это  и съезды матерей, молодежи и конференции некоммерческих  организаций «Дагестану — мир и согласие». И сегодня с большим удовлетворением можно отметить плодотворную работу этого института. Среди руководителей  Совета — активные общественники такие, как кандидат экономических наук, председатель региональной некоммерческой организации «Толеранс»,  руководитель Совета старейшин  сел. Доргели Карабудахкентского района Абсалюдин Мурзаев.  Он регулярно выступает в СМИ, высказывает свою четкую позицию в вопросах совершенствования управления на региональном  и  муниципальном уровне. Делает  это на конкретных примерах, критикует нерадивых чиновников и предлагает свое видение решения назревших проблем.

И таких примеров немало. Многие годы в республике  плодотворно работает Совет старейшин при Главе Дагестана. Его возглавляет известный ученый и общественный деятель, профессор, доктор политических наук, эксперт телевизионной аналитической программы «Акценты» Абдулла Магомедов. По инициативе председателя Совета старейшин в республике ежемесячно проводится информационные дни. Представители старшего поколения вместе с депутатами республиканского парламента выезжают в города и районы, встречаются с рядовыми людьми, рассказывают о многогранной и эффективной работе, проводимой политической командой В. Васильева.  Но надо откровенно признаться в том, что в  работе общественных организаций все еще много недостатков и серьезных  упущений. Об этом свидетельствуют итоги поездки ответственных работников Министерства по национальной политике РД в города и районы Южного Дагестана.  В городах Дербенте, Дагестанские Огни, Магарамкентском, Курахском  и ряде других  районов немало резервов в плане четкой организации работы органов местного самоуправления с населением. И сейчас  на республиканском уровне принимаются конкретные  меры с тем, чтобы реально изменить ситуацию на  местах. А для этого необходим серьезный анализ положения дел в городах и районах республики. И  только затем-программа действий. Кстати, в этой важной работе задействованы не только чиновники, руководители Министерств и ведомств, но и сами общественники. И это очень важно.

И даже при всем этом, многие ученые, политики, эксперты,  впрочем, как и некоторые руководители общественных организаций, отмечают все еще низкую гражданскую активность населения: «В государстве пока не сформирован новый формат взаимодействия трех составляющих: власти, общества, бизнеса. Подавляющее большинство дагестанцев все еще полагаются на государство, возлагая на него решение всех проблем, тогда как в развитых странах огромную роль в политической жизни играют сами общественные организации.

Приход два года назад в Дагестан новой политической команды заметно активизировали деятельность различных политических сил, и, прежде всего, институтов гражданского общества. По словам ряда экспертов, обновленная политическая система должна  иметь реальную конкуренцию, с тем, чтобы пользоваться настоящим доверием избирателей.  По мнению Председателя Правительства РФ, руководителя политической партии «Единая Россия» Дмитрия Медведева, необходимо повысить качество народного представительства. Правящей партии следует быть не «приложением к исполнительной власти» и выступать в роли статиста, а быть реальным участником формирования этой самой власти.

Идеалом политической системы, эксперты считают такую ситуацию, при которой слышен голос явного меньшинства и даже одного человека. И в этом плане вызывает уважение активность работы Общественной Палаты Республики Дагестан. Многочисленные заседания, «круглые столы», слушания по самым актуальным вопросам жизни республики стали регулярными и проходят, как правило, живо и интересно. А это значит, что за годы своего функционирования республиканская общественная  палата в какой-то степени уже доказала, что общественный контроль за властью — это реальность которая в конечном итоге дает возможность эффективного управления многими процессами в регионе. Об этом свидетельствуют итоги социологических опросов населения. По мнению известного дагестанского ученого, профессора, махачкалинского Городского Собрания депутатов Абдумуслима Муртазалиева, в становлении гражданского общества в Дагестане за последние годы сделано немало. Особенно в плане исследования проблем в этой важной сфере, разработке мер по их решению, законодательному закреплению этих мер, но совсем немного удалось сделать по конкретной реализации. Кстати, вышесказанное  касается не только Общественной палаты республики, но и многих других структур, которые нередко свое неумение и нежелание работать конкретно с населением стараются прикрывать бурной заседательской суетой.

Формирование гражданского общества в современной России и в Дагестане имеет свои особенности, сложности и внутренние противоречия. В стране в целом и в отдельных ее регионах, в последние десятилетия традиционные связи общественной жизни подверглись ограничениям, трансформировались традиционные принципы и формы социального взаимодействия в новые, менее привычные для участников общественного диалога.

По мнению ряда известных дагестанских политологов нынешний этап отмечен активностью формирования основ гражданского общества. Заметен приток граждан в политические партии. Органы государственной власти Дагестана последовательно проводят в жизнь политику конструктивного взаимодействия с негосударственными некоммерческими организациями.

По мнению известного дагестанского ученого-философа, члена Общественной палаты М. Билалова органы государственной власти должны быть открыты для общества, искать и находить формы и способы взаимодействия с некоммерческими и неправительственными организациями. В гражданском обществе демократические процедуры должны основываться на публичном праве, оценивать качество деятельности власти и на механизмах влияния на власть в интересах общества. Интересы гражданского общества должны иметь действенные каналы влияния на подготовку и принятие затрагивающих их права и законные интересы решения органов исполнительной власти.

На сегодняшний день гражданское общество становится предметом повышенного научного и политического внимания в России. Гражданское общество представляет собой сферу горизонтальной социальной активности, основанную на свободной, творческой деятельности личности, оно является многообразной совокупностью взаимных отношений индивидов, которые действуют в условиях свободного рыночного общества и правового государства.

Как отмечает эксперт-политолог Абдулла Магомедов на данном этапе развития дагестанского общества, нужен реальный диалог основных политических сил с целью достижения консенсуса и выработки эффективной программы модернизации. Нужно обязательно привлечь к модернизации и определению ее конкретной программы широкие народные массы. Нужно пробудить творческую инициативу народа и дать ему реальное право решающего голоса при принятии ключевых политических решений.

Главное – изменить отношение власти и народа, преодолеть отчуждение политической власти от народа, реально демократизировать политические институты, поставить власть под контроль народа. Как минимум необходимо, чтобы все существенные законы и ключевые политические решения выносились на всенародные обсуждения и референдум. Как отмечают ученые-специалисты, необходимо предварительно  привлечь к обсуждению принимаемых Законов Народным Собранием РД, как можно больше рядовых людей, экспертов-юристов, по данной проблематике.

Процессы демократизации и становления гражданского общества идут в нашей стране одновременно. На успех этих взаимосвязанных и взаимообусловленных процессов мы можем рассчитывать только при обязательной совместной работе государственных и негосударственных структур. А для этого нужен неформальный и непрерывный диалог между ними.

Ильман Алипулатов, политолог, сопредседатель Общероссийского Народного Фронта в РД, председатель Дагестанского отделения МедиаСоюза России, член Общественной палаты РД