Артур Алибеков о проекте Самурского энергетического кластера

«Это народный проект и общее дело»

Проект Самурского энергетического кластера компании «EcoEnergy» заручился поддержкой Правительства России в лице вице-премьер РФ Дмитрия Козака, а также руководителя госкомпании ПАО «РОСНАНО»Анатолия Чубайса. О том, как эта поддержка отразится на реализации амбициозного проекта, читайте в интервью с исполнительным директором компании Артуром Алибековым.

  • Самурский энергетический кластер был поддержан РОСНАНО. В чем выразилась эта поддержка?

Самурский энергокластер — это во многом уникальный и сложный энергетический проект. Он объединяет возможности возобновляемой энергетики региона, современные технологические решения и государственные механизмы поддержки возобновляемой энергетики. Концепция проекта основана на гибридной работе комплекса объектов генерации и соответствует последнему мировому опыту, а природные возможности Самурского региона позволяют ее эффективно применить.

Проект разрабатывался в течение нескольких лет и достаточно хорошо проработан, за проектом профессиональная и опытная команда, которая включает выходцев из самого Южного Дагестана, хорошо знающих родной регион. По совокупности описанных причин проект представляет интерес для многих компаний, в числе которых «Роснано».

Коллеги из «Роснано» являются лидерами развития возобновляемой энергетики в России, благодаря им во многом эта отрасль и развивается. Когда проект Самурского энергокластера был им представлен, они высоко оценили его потенциал для развития возобновляемой энергетики и социальные эффекты для региона. Особый их интерес вызвали объекты малой гидроэнергетики, спроектированные на основе мировых стандартов и практики с минимальными воздействиями на окружающую среду и максимальным использованием природных условий рельефа русла и территории.

Это совершенно новый подход для российской гидроэнергетики, который сильно отличается от всего, что делалось ранее. И «Роснано» выразило заинтересованность в сотрудничестве в первую очередь по направлению современного развития потенциала малой гидроэнергетики. Мы планируем развивать диалог с портфельными компаниями «Роснано» не только в рамках проекта «Самурского энергокластера», но и привлечь их в Дагестан в целом, чтобы они размещали свои инновационные объекты. У нас есть мечта, ставшая реальной целью – это привнести в Республику современные технологии возобновляемой энергетики, потенциал которых недостаточно использован в регионе и может стать основой его фундаментального устойчивого развития. И мы к этой цели постепенно идем.

  • Расскажи об итогах недавнего совещания под председательством вице-премьера Козака? Как это отразится на проекте СЭК?

Конечно, реализация таких проектов сталкивается со многими сложностями. Это все очень не просто и требует объединения усилий всех сторон. Одной из проблем, с которой мы столкнулись, стала инициатива по отмене квот поддержки развития малой гидроэнергетики аж до 2035 года, а без них проекты в энергетике теряют свою инвестиционную привлекательность.

Малая гидроэнергетика — существенная часть Самурского энергетического кластера, на основе которой регулируется работа других возобновляемых источников энергии. И, если бы эти квоты отменили, то проект, наверное, так и остался бы на бумаге, т.к. не осталось бы шанса привлечь инвесторов, получить и обслуживать кредит на капитальное строительство. Поэтому, объединившись с 12-тью другими компаниями из сферы малой гидроэнергетики и органами власти мы начали масштабную работу по обоснованию и сохранению необходимых для проекта квот на федеральном уровне.

В поддержку выступил и Глава Дагестана Владимир Васильев, ведь потенциал малой гидроэнергетики в Дагестане действительно велик и потерять возможности его освоения до 2035 года – это потерять часть инвестиционного потенциала региона. Всем миром нам удалось добиться на уровне Правительства РФ принципиального решения о сохранении малых ГЭС в программе государственной поддержки и включении минимально необходимого объема квот. Это была важная победа. Так что по итогам совещания под председательством вице-премьера Козака проект подтвердил свою инвестиционную привлекательность, а мы двигаемся дальше.

  • На какой стадии сейчас находится проект СЭК? Были ли внесены коррективы в сам проект, а также в сроки его реализации?

Проект сейчас находится на этапе инвестиционного структурирования. Ведется работа с потенциальными инвесторами. Разработаны технико-экономическое обоснование первоочередных объектов кластера и ТЭО комплексного проекта и многое другое. Проведена работа с потенциальными поставщиками оборудования и услуг, чтобы проект мог быть реализован на основе производимого в России оборудования, документарно подтверждена стоимость его реализации. Проект находится в стадии постоянного развития, как по принципам «Кайдзен». Технические решения продолжают совершенствоваться и углубляться. Мы работаем над этим постоянно.

Например, в части малой гидроэнергетики проект был оптимизирован так, что водохранилища используют широкие русловые территории, практически не затапливая земли сельхоз назначения и вообще не затрагивая населенных пунктов. Для нас это был принципиальный момент. Мы пошли на снижение мощностей и выработки с объектов малой гидроэнергетики, чтобы не затапливать используемые людьми территории. При этом будет создан стабильный водоем для орошения земель, регулирования стока и развития рыбного хозяйства. А уменьшение мощности компенсируется за счет солнечной генерации.

В проект изначально были внедрены международные стандарты социальной и экологической ответственности, т.к. мы нацелены на получение международных свидетельств соответствия наилучшей мировой практике. А социальные и экологические эффекты являются ключевым приоритетом международных стандартов. В экологической части мы даже получили положительную оценку Института экологии РАН, детально рассмотревшего проект и его экологическую программу, включающую комплекс мер по улучшению исходной ситуации.

Всё это сориентировано современными международными стандартами в области устойчивого развития и социальной ответственности. В этом отношении наша целевая задача –это помочь развитию родного края, создать рабочие места и условия, чтобы у людей был стабильный источник дохода и люди не уезжали в поисках работы.

Реализация проекта – это не масштабное строительство всего и сразу. Это поэтапная реализация одного объекта за другим. Позитивные изменения будут ощущаться нарастающим итогом с вводом объектов в эксплуатацию и реализацией социальных и экологических программ развития региона. Сначала будет начато локальное строительство первоочередного – базового объекта. Детали мы пока не раскрываем, т.к. на данном этапе могут быть риски от злопыхателей. После того, как первоочередный объект выйдет на финальную стадию, можно будет переходить к следующему, чтобы не вносить значительных изменений в традиционное устройство и уклад региона. Все должно делаться постепенно и на благо людей.

К реализации первоочередного проекта мы планируем приступить в 2020 году, прикладываем все усилия, чтоб уложиться в обозначенный срок. Понятно, что будет непросто, нас еще ждет много подводных камней. Однако необходимо упорно двигаться к цели. Все, что от нас зависит мы делаем. Но нам одним не справиться, это народный проект и общее дело. Его необходимо реализовывать всем миром, думая не о своих сиюминутных интересах, а о благе региона и будущих поколений. Необходимо понимание и поддержка земляков, которая мотивирует двигаться дальше. Вместе мы одолеем любые препятствия.

  • Похоже, Вам удалось добиться принципиальной поддержки руководства Дагестана. В чем на практике выражается это сотрудничество?

Руководство Республики видит в проекте реальную возможность придать импульс развитию региона. А в команде проекта –много инициативных профессионалов, которые делают все возможное, чтобы привлечь в регион значительные инвестиции. Поэтому Правительство Дагестана нам действительно и очень ощутимо помогает в решении всех проблемных вопросов. Раньше я не мог бы представить, что это возможно. Но многое изменилось в последние годы, доверие и поддержка ощущаются на всех уровнях.

Доверие – это ответственность, и мы это ценим, делая все, что от нас зависит, чтобы успешно реализовать проект со всеми заложенными в него социальными и экономическими эффектами для региона. Для нас проект был бы не так интересен, если бы он не содержал обозначенных эффектов, и вряд ли он заинтересовал бы и руководство Дагестана, если бы не имел мощного заложенного потенциала для развития горных территорий. Реализация проекта откроет в Дагестан двери инвесторам, показав большие возможности региона и современные объекты. Также она проиллюстрирует для них тот уровень социальной и экологической ответственности бизнеса, который для современного мира является нормой, а для нас остается еще диковинкой.

  • Как бы ты оценил перспективы развития возобновляемой энергетики в Дагестане? Что уже сделано в этом направлении?

Моя оценка отталкивается от объективных научных данных. Дагестан обладает наибольшим на Кавказе потенциалом развития малой гидроэнергетики, который освоен в республике всего на 36-38% от возможного. Дагестан по солнечной энергии является самым эффективным регионом в России, с самой высокой инсоляцией и количеством солнечных дней. Ветровой и геотермальный потенциал в Дагестане также огромен в силу природных особенностей. Это естественные природные преимущества, которые необходимо использовать во благо региона. Причем все это – возобновляемые источники энергии, являющиеся неисчерпаемыми и освоение которых не наносит ощутимых экологических последствий. Именно поэтому они могут являться фундаментом для устойчивого развития республики.

Кроме того, энергия всегда необходима и является базой для развития других отраслей, а налоговые поступления и инвестиции позволяют задействовать дополнительные сегменты строительства, ресурсов, транспорта, обеспечения, которые мультипликативно подтягивают за собой остальные отрасли экономики. Поэтому не только я, но и многие другие специалисты неоднократно высказывали единодушное мнение о том, что возобновляемая энергетика, как и сельское хозяйство, являются основой перспективного развития и будущего Дагестана.

  • Способен ли СЭК преобразить ситуацию в Юждаге? Что в настоящий момент этому препятствует?

Проект нацелен на то, чтобы преобразить ситуацию в Южном Дагестане и регионе в целом. Пуск в эксплуатацию первоочередных объектов кластера уже создаст ощутимые позитивные изменения в районе реализации. Понятно, что налоговые поступления и возможности муниципального и регионального бюджета возрастут, будут созданы рабочие места. Но кроме очевидных эффектов от инвестпроекта есть еще очень важный момент: в регионе появится устойчивое предприятие, в модель работы которого заложены социальные и экологические инвестиции от прибыли в развитие региона.

Это то, что мы вкладываем в этот проект, как часть соответствия международным стандартам устойчивого развития и социальной ответственности.  Региону просто необходимо финансово устойчивое и социально-ответственное предприятие в долгосрочной перспективе, которое сможет обеспечить импульс к развитию Дагестана.

Мы много общаемся с инвесторами, банками, специалистами, среди них все реже и реже встречается неприятие Дагестана. Оно сложилось в те времена, когда Дагестан был главной фигурой криминальных хроник, но сейчас, когда стало спокойнее, об этом практически не спрашивают. Чаше интересуются и попросту побаиваются некой региональной специфики, полагая, что в республике действуют свои непрозрачные законы и системы связей. Это очень значительный барьер. Но его можно преодолеть, для этого мы постоянно совершенствуем проект, делая его финансово-прозрачным, инвестиционно привлекательным и соответствующим международным стандартам.

Если таких проработанных проектов было бы больше, мы бы встречали меньше всяких препятствий, т.к. регион был бы для инвесторов знакомым и существовала бы возможность сделать его точкой концентрации для других инвестиционных проектов. Когда есть прозрачность, масштаб и работа «в долгую», то инвесторов привлечь проще, поэтому мы надеемся, что наш пример будет заразителен, и мы все вместе вернем представление о Дагестане как о центре гостеприимства и дружбы народов, интересном не только для туристов, но и для инвесторов.

Источник: ФЛНКА

Комментарии закрыты.